Станислав Зась: В Казахстане ОДКБ подала сигнал всему миру — союзников мы не оставляем

Станислав Зась: В Казахстане ОДКБ подала сигнал всему миру — союзников мы не оставляем

В ОДКБ рассматривается возможность задействования миротворческого контингента организации за пределами зоны ее ответственности, если на это будет дан мандат ООН и получено согласие всех государств-членов. Об этом в интервью нашему изданию рассказал Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Станислав Зась.

- Станислав Васильевич, в этом году в ОДКБ отмечают двойной юбилей: 30-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летие самой Организации. Что представляет собой ОДКБ сегодня?

- За годы своего существования Организация Договора о коллективной безопасности трансформировалась во влиятельную многофункциональную структуру. Сегодня она эффективно осуществляет свою деятельность по трем приоритетным направлениям: координация внешней политики, военное сотрудничество и противодействие вызовам и угрозам.
ОДКБ располагает четкой структурой, состоящей из уставных, постоянно действующих и вспомогательных органов. Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в который входят главы государств или правительств государств — членов ОДКБ. Кроме того, действует многоуровневая система регулярных или экстренных консультаций государств организации. А для фиксации скоординированных позиций и продвижения коллективных интересов на международной арене принимаются совместные заявления государств ОДКБ.
Главной задачей военного сотрудничества является обеспечение коллективной безопасности стран организации — для этого поддерживается необходимая достаточность сил и средств. А для выполнения миротворческих задач у нас выделены военный, полицейский и гражданский персоналы. Хочу особо подчеркнуть, что наш миротворческий контингент создан в соответствии со всеми требованиями ООН.
Для оперативного и эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы в ОДКБ постоянно совершенствуется антитеррористическая составляющая системы коллективной безопасности, развиваются механизмы противодействия незаконному обороту наркотиков и миграции, защиты информационного пространства, взаимодействия в охране государственных границ и оказания гуманитарной помощи населению при чрезвычайных ситуациях.


- Миссия в Казахстане стала первым случаем участия военнослужащих ОДКБ в урегулировании масштабного кризиса. Как оценивают эту операцию эксперты?

- Мнение политических и военных экспертов как в государствах — членах организации, так и многих внешних специалистов однозначно: операция прошла успешно. В первую очередь обращает на себя внимание оперативность действий: экстренные консультации глав государств-членов в онлайн-режиме состоялись сразу после получения обращения от Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. От момента завершения консультаций и принятия политического решения на проведение операции до вылета первых подразделений миротворцев прошло всего несколько часов.
В зоне операции наши военнослужащие действовали профессионально: четко и слаженно — именно так, как отрабатывали на совместных учениях. Все поставленные задачи они выполнили. Действия Коллективных миротворческих сил были удостоены высокой оценки со стороны руководства Казахстана и Совета коллективной безопасности ОДКБ. Надеюсь, ход и результаты этой миссии станут внятным сигналом для всех: мы не оставим союзника один на один с провокаторами и преступниками.

- Решение о проведении миротворческой миссии в Казахстане было единогласно принято лидерами государств — членов ОДКБ. Всегда ли странам организации удается находить консенсус по важным вопросам?

- По принципиальным вопросам, связанным с укреплением мира и стабильности в зоне ответственности организации, между государствами ОДКБ существует полное взаимопонимание. И это обстоятельство — добротный фундамент для выработки общих подходов к решению множества важных международных задач. Есть ясное понимание того, что ослабление безопасности любого государства ОДКБ автоматически означает ослабление безопасности всех других.
Вместе с тем наша организация — это объединение шести равноправных независимых государств. На всех уровнях ОДКБ работают ответственные люди, профессионалы, которые умеют как отстаивать свою точку зрения, так и принимать во внимание аргументы партнеров. Поэтому уважение к любой позиции союзника всегда было частью нашей политической традиции. Отмечу, что история ОДКБ — это история открытых, заинтересованных, временами напряженных дискуссий. Так обычно и бывает у настоящих друзей и партнеров по непростой, но исключительно важной работе.

- После миротворческой операции в Казахстане об ОДКБ, пожалуй, впервые заговорили как о реальной силе, которая готова составлять конкуренцию (а в случае необходимости противостоять) НАТО. Можно ли считать ОДКБ блоком — противовесом НАТО?

- В уставных документах нашей организации — в первую очередь в Договоре, Уставе и Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, — блок НАТО никогда не упоминался в качестве противника. Более того, представители руководства государств — членов ОДКБ всегда поддерживали идею построения системы взаимодействия с участием всех стран и блоков, заинтересованных в укреплении мира и стабильности. Такой подход был обусловлен тем, что многие проблемы в этой сфере давно обрели глобальный характер и нуждаются в соответствующем реагировании.
С другой стороны, в настоящее время НАТО фактически реализует враждебную политику в отношении ряда стран нашей организации. Мы внимательно отслеживаем шаги альянса и будем действовать строго в соответствии с положениями уставных документов и решениями высшего органа ОДКБ — Совета коллективной безопасности. Хочу подчеркнуть — ОДКБ не занимается поиском врагов. И проведение разделительных линий — не наш выбор.

- ОДКБ — организация, объединяющая значительный политический и силовой потенциал шести государств, общая численность населения которых приближается к 200 миллионам человек. При этом Россия — постоянный член Совета Безопасности ООН и ведущая ядерная держава. Насколько рационально используются возможности организации?

- Государства-члены находятся в постоянном контакте друг с другом и в различных форматах обсуждают деятельность ОДКБ и пути ее развития. Так, помимо широко освещаемых СМИ встреч глав государств и министерств в секретариате и Объединенном штабе организации регулярно проходят заседания постоянных представителей шести стран, консультации экспертов в различных сферах. В ОДКБ нет и не может быть дискуссионного вакуума или тематических лакун. Все вопросы — в первую очередь те, которые касаются использования ее потенциала, — обсуждаются открыто и подробно.
Главный показатель эффективности нашей работы — это состояние коллективной безопасности, уровень защищенности наших стран и их граждан. И в целом ОДКБ с этими задачами справляется. При этом у нас определенно есть вопросы, требующие особого внимания, о чем говорили лидеры наших стран в ходе московского саммита в мае 2022 года. Они касаются, в частности, большей согласованности в подходах и действиях. Из конкретных направлений — это усиление функций анализа и прогноза. Дополнительные усилия на этих треках позволят нам глубже понимать нюансы обстановки, более оперативно прорабатывать меры реагирования. Кроме того, более активных действий от ОДКБ требуют проблемы биологической безопасности.

- Какова роль межпарламентского сотрудничества в деятельности ОДКБ?

- В формате ОДКБ функционирует Парламентская ассамблея организации. Эта структура выполняет большую работу по сближению и гармонизации законодательств государств-членов. Кстати, 6 июня в Ереване с моим участием пройдет заседание Совета Парламентской ассамблеи, состоящего из руководителей парламентов (палат парламентов). В ходе встречи планируется рассмотреть ряд важных вопросов, касающихся деятельности нашей организации.

- Кого в ОДКБ рассматривают в качестве основных международных партнеров?

- Возможность объединять потенциалы и работать сообща в современном мире остается важнейшим фактором достижения целей. В этом смысле сотрудничество с международными силами, способными внести вклад в укрепление безопасности в Евразии, для нас, безусловно, очень ценно. ОДКБ поддерживает интенсивный диалог с большим количеством объединений и отдельных государств. Однако первостепенную важность для нас имеет взаимодействие с ООН, ОБСЕ, а также ШОС и СНГ, в том числе с их антитеррористическими структурами — РАТС ШОС и АТЦ СНГ.
Хочу акцентировать внимание на том, что в 2004 году ОДКБ получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН, а принцип строгого соответствия деятельности ее уставу закреплен в основополагающих документах ОДКБ. В свою очередь, в ООН рассматривают нашу организацию в качестве важного регионального партнера. В частности, Генассамблея периодически принимает обновленные резолюции, касающиеся развития двустороннего сотрудничества — именно этой теме было посвящено состоявшееся в феврале текущего года и прошедшее с участием генеральных секретарей двух организаций заседание Совета Безопасности ООН. А в мае я провел очень содержательное обсуждение широкого спектра актуальных вопросов с Генсекретарем ШОС Чжан Мином.

- Планируется ли расширение состава ОДКБ в ближайшее время? Есть ли страны, с которыми ведутся такие переговоры?

- Правовая база организации предусматривает процедуру присоединения к ней новых государств. В соответствии со статьей 19 устава любая страна, разделяющая цели, задачи и принципы ОДКБ и готовая взять на себя соответствующие обязательства, может подать заявку на членство. Также оформлен правовой институт партнеров и наблюдателей ОДКБ: государства и международные организации, разделяющие наши взгляды и цели, имеют возможность получить такой статус и участвовать в реализации общих задач по обеспечению безопасности с учетом своих интересов.
В настоящее время мы не ведем ни с кем таких переговоров. При этом мы организовали работу внутри организации и алгоритм сотрудничества с внешними партнерами так, что уверенно контролируем обстановку в зоне своей ответственности.

- Госдума приняла закон о ратификации протокола об изменениях в Соглашении о миротворческой деятельности ОДКБ. Документ создает правовые условия для участия коллективных сил ОДКБ в операциях, проводимых под эгидой ООН. Ранее сообщалось, что организация много лет препятствовала участию миротворцев ОДКБ за пределами зоны ее ответственности. Как будет сейчас?


- Государства нашей организации самостоятельно выстраивают свои внешнеполитические стратегии и определяют характер отношений с другими странами и международными организациями. ОДКБ не имеет полномочий, да и никогда не стремилась влиять на такого рода решения, принимаемые в столицах. Другое дело, что в странах ОДКБ существует ясное понимание — коллективное участие в политических и военно-политических процессах, в том числе миротворческих миссиях, зачастую дает дополнительные преимущества. Именно по этой причине миротворческие подразделения ОДКБ регулярно проводят совместные учения и теоретические занятия, осваивая передовые методы выполнения задач по своему профилю. А то, каков уровень выучки и слаженности этих подразделений, было продемонстрировано в январе текущего года в Казахстане.
При этом в ОДКБ по-прежнему рассматривается возможность задействования миротворческого контингента организации за пределами зоны ее ответственности при согласии всех государств-членов и по мандату ООН. К слову, в конце 2021 года делегация ОДКБ посетила расположение миссии ООН в Ливане (UNIFIL), где несут службу в том числе представители государств — членов ОДКБ: Армении, Беларуси и Казахстана.

- Какие современные вызовы и угрозы наиболее актуальны для ОДКБ и каковы перспективы их нейтрализации?

- Еще сравнительно недавно, анализируя вызовы и угрозы безопасности государствам организации, мы перечисляли зоны конфликтов, существующие вблизи границ наших стран — активизация НАТО в Центральной и Восточной Европе, конфликт в Нагорном Карабахе, риски, связанные с ситуацией в Афганистане. Сегодня же с сожалением можно констатировать кризис мировой системы безопасности как таковой: существовавшие десятилетиями договоренности фактически перестают действовать, уровень недоверия между рядом ведущих игроков достиг критической отметки. При этом упомянутые выше региональные вызовы и угрозы не только не утратили своей остроты, но и, в силу нарастающей глобальной неопределенности, имеют тенденцию к обострению.
Принципиальная позиция ОДКБ остается прежней: мы убеждены в необходимости политического урегулирования всех существующих противоречий и призываем к этому все силы, от которых зависит состояние международной безопасности. Наряду с этим мы принимаем все необходимые меры для укрепления мира и стабильности в государствах — членах организации и готовы к защите их интересов в режиме 24/7.